Как отдыхать, чтобы отдыхать?

заводилинаСовременный темп жизни заставляет нас все чаще бежать и все реже останавливаться, все больше и больше нагружать себя, все меньше и меньше разгружаться. Это значит, что нам привычнее не видеть и не слышать то, что с нами на самом деле происходит. И тогда мы пропускаем тот важный момент, когда еще возможно обойтись малыми потерями и своевременно дать себе отдых, ту самую подзарядку, которая нужна всем живым организмам.

Возможно, вы задумывались или обращали внимание на то, что порой нам сложно не только выкроить время на отпуск в две недели, а еще сложнее давать себе отдых-перерыв в течение дня. А ведь все большое всегда состоит из чего-то меньшего. Так и здесь: если человек не может дать себе отдохнуть здесь и сейчас в малом, то в большом он тем более этого не сможет полноценно сделать.

Само слово «отдых» у многих людей вызывает бурную реакцию. Отдых часто воспринимается, как нечто грандиозное, масштабное, то, что требует массу времени, сил, энергии и денег. Одним словом, то, что мы никак не можем себе позволить. И, конечно, такое восприятие помогает от отдыха отказаться.
С чем же связано у нас такие ощущения в отношении отдыха? Откуда такие представления?
Возможно, я произнесу сейчас знакомую всем фразу, но: «все мы родом из детства», а это значит, что и восприятие отдыха и отношение к нему закладывалось именно там.
С момента рождения ребенок чувствует, когда его организму нужен отдых. Дети прекрасно засыпают, когда устали. И, если в этот момент не давать ребенку спать, он будет кричать и отстаивать свое право на отдых. Со временем, родители стараются «подогнать» ребенка под себя, сделать его более «удобным». И тогда сбиваются внутреннее ритмы ребенка, он уже не слышит себя, не понимает, когда и что ему нужно для отдыха. И дальше, вырастая, человек уже плохо представляет, что именно ему поможет отдохнуть, пользуясь родительскими стереотипами и представлениями об отдыхе и о том, как ему надо отдыхать. А отдых, чаще всего в этих представлениях выглядит, как многодневный отпуск, возможно, на море с многочасовыми перелетами или безумные вечеринки до утра, чтобы потом спать весь день. Но сейчас это то, что я себе позволить не могу, а значит в текущие дни не отдыхаю.
Еще отдых во многих представлениях — это обязательные мероприятия по переделке всех дел, которые в обычное время откладываются на потом. И, как только наступает, например, выходной, нам срочно надо сделать все эти дела. Поэтому порой в выходные устаем больше, чем в будние дни. И идем на работу без сил, чтобы «отдохнуть» от выходных.
Где мы этому научились? Конечно, в детстве у родителей, которые вели себя порой точно так же.

Очень часто ребенку в детстве рассказывают о том, что «нельзя лениться, надо трудиться». «Движение — жизнь», останавливаться нельзя, это плохо. Ребенок, как бы не вел себя снаружи, внутри себя всегда хочет быть хорошим для родителей. А это значит, что те представления, о которых я сейчас говорю, фиксируются внутри него. И по этим представлениям он действует. Дальше идет сцепка и смешение понятий: лениться и отдыхать, движение и постоянное делание чего-либо. У многих людей в представлении это одно и тоже. И раз это одно и тоже, то мне нельзя отдыхать. Иначе я буду ленивым, а значит плохим. И раз я буду ленивым, то я ничего делать не буду, а раз делать ничего не буду, то движение остановится. А значит и жизнь остановится. И это очень страшно. Исходя из такой логической цепочки, отдыхать категорически нельзя. И даже отдыхая, человек предпочитает что-то активно делать, не задумываясь, а что на самом деле будет отдыхом для меня сейчас. Это приводит к тому, что организм и тело в целом не получают того, в чем на самом деле нуждаются. А это приводит к тому, что накапливается усталость, которая приобретает со временем форму хронической усталости, что приводит в свою очередь к болезням.
Еще очень часто в детстве родители, из самых добрых побуждений, приучают детей к тому, что сначала надо все дела переделать, все доделать, только потом можно идти отдыхать. При этом родители упускают несколько важных моментов.
Один из них это то, что ребенок — не взрослый. И то, что взрослому легко дается — он уже это «сто раз делал «, ребенку пока не доступно. А мы, взрослые, ожидаем, что ребенок будет делать привычные для нас действия наравне с нами. Для ребенка это стресс.
Второй момент, который важно учитывать, ребенок не может удерживать долго свое внимание на чем-то одном. Не смотря на то, что у детей много энергии, им требуется больше перерывов на смену деятельности. Именно поэтому только в шесть — семь лет дети идут в школу и способны продержаться сорок минут на одном уроке. При этом работа на уроке строится исходя из смены видов деятельности. А мы дома пытаемся сделать так, чтобы ребенок у нас высиживал на одном месте, пока все не сделает.
Например, нельзя выйти из-за стола, пока все не съешь. И не важно, что ребенок уже наелся.
Это приводит к тому, что во взрослом возрасте мы не даем себе отдохнуть в течение дня. Но, т.к отдых нужен, нам требуется причина, чтобы дать себе возможность отдохнуть. Чаще всего причиной становится: покурить, туалет, окружающие, которые все время отвлекают. На самом деле это не тот отдых, который я себе прямо сейчас хотел и мог бы дать. Поэтому отдыха полноценно не происходит, поэтому он очень скоро вновь потребуется. Это значит, что, например, курить приходится все чаще и чаще.

Еще следствием такого отношения в детстве к потребности в отдыхе становится то, что человек научился игнорировать себя и свои потребности, а значит он будет задерживаться на работе, заставляя себя доделать все, изматывая себя. Будет находить массу причин, по которым не может уйти не только в отпуск, но и вынужден работать на выходных. А уходя в отпуск или на выходные, будет продолжать работать или заниматься рабочими вопросами.
Так же следствием подобных действий становится то, что организм устает, иммунитет ослабевает и ребенок заболевает. При этому болезнь всегда начинается с малого, но, раз на ногах можешь стоять, температуры нет, значит здоров, а значит можешь еще продолжать делать то, что привычно делаешь. Дальше болезнь усиливается, поднимается температура. И только тогда ребенку дают отдохнуть. И эта привычка, доводить себя до состояния тяжелой болезни осталась. И во взрослом возрасте происходит тоже самое. Пока человек себя не доведет до высокой температуры, инфаркта, инсульта, сломанных конечностей и пр. серьезных болезней, он не дает себе своевременно отдыха. Заболевая, он нуждается в большем времени на восстановление себя, чем, когда дает себе время на регулярный отдых. Экономя ежедневно время на краткий отдых для себя, человек в дальнейшем теряет значительно больше времени, денег и прочих ресурсов на восстановление себя во время и после болезни. Но только болезнь могла его остановить и дать себе отдых. Такое отношение к себе и своему организму, заложенное в детстве, очень печально, при этом очень привычно для человека. Сила этой привычки столь велика, что человек даже не замечает того, что это происходит в его жизни вновь и вновь (изматывание — болезнь — отдых/восстановление — изматывание).
И сейчас я описала лишь самые распространенные причины и последствия формирования отношения к отдыху. Возможно, вы вспомните свой опыт детства в этом вопросе. В любом случае отдыхать правильно взрослому человеку нужно учиться заново. Для чего? Наша жизнь, качество жизни, самочувствие и здоровье во многом зависят от внутренней энергии, ее количества и качества. Поэтому в метафоре можно представить человека в виде батарейки. Если в батарейке малый заряд энергии, она уже не сможет хорошо работать. Если ее своевременно не подзарядить, то очень скоро она совсем не сможет работать. Даже, если мы будем бить ее, требовать, чтобы она работала, она этого не сможет сделать. Так и человек, без своевременной подзарядки-отдыха в течение дня работает все хуже и хуже. И самочувствие становится все хуже и хуже. А значит и качество жизни ухудшается и ее продолжительность сокращается. Чтобы чувствовать себя лучше, жить дольше и быть довольным своей жизнью, важно себя подзаряжать, а значит стоит научиться отдыхать.

1) Для того, чтобы отдых был полноценным и помогал настоящему восстановлению сил организма, прежде всего важно пересмотреть восприятие самого этого слова. Вместо чего-то глобального и недоступного сделайте отдых ежедневной процедурой подзарядки. Учитесь отдыхать каждый день по чуть-чуть, и тогда большой отпуск вы сделаете полноценным отдыхом. Каждый день спрашивайте себя: сколько времени я готов выделить сегодня на отдых для себя? Что сегодня для меня реально сделать за это время в качестве отдыха для себя? И здесь всегда есть соблазн найти причины того, из-за чего вы не можете себе дать отдых. Помогайте себе в этот сложный период находить возможности, помня о своей цели: сделать себе лучше.
2) Заведите привычку сначала заряжаться, а потом работать.
Перед каждым новым делом давайте себе перерыв на подзарядку. Делайте паузы между задачами в течение дня. И это могут быть совсем маленькие паузы. Например: одна — две минуты с закрытыми глазами сидя на рабочем месте. В этот момент слушая свое дыхание и представляя что-то приятное для себя. Прислушивайтесь к себе в каждый конкретный момент паузы, чтобы лучше понимать, что вам нужно прямо сейчас для отдыха: чашка чая, две минуты тишины, посмотреть в окно, пять минут на воздухе, десять минут на диване под пледом, телефонный разговор с подругой или ванна с ароматной солью. Главное, в это момент давать себе реальные на сейчас вещи, не думая про то, что прямо сейчас мне нужен отдых на море, который я не могу себе дать, а значит это вновь причина оставить себя совсем без отдыха. Ведь ваша цель сейчас не в том, чтобы себя лишить отдыха, а в том, чтобы дать его себе.
3) Обязательно давайте себе выходной, как минимум раз в неделю.
Как сказано в Писании: шесть дней Господь трудился, а на седьмой день отдыхал. Поэтому выходной очень важен. И не для того, чтобы заполнить его делами, которые важно сделать, которые накопились. Выходной нужен для того, чтобы дать себе и своему организму то, в чем на самом деле нуждаетесь. Сделать то приятное для себя, что очень хочется сделать. Например: утром встать не торопясь, сходить на выставку или посетить мастер-класс, о котором давно мечтали, побывать, где хочется, пообщаться с кем захочется. Чем будет интересно и радостно вам заняться в свой выходной, вам виднее.
4) Конечно, имеет смысл в моменты отдыха отвлекаться от привычных действий, которые вы и так совершаете. Например: если вы регулярно играете в компьютерные игры, считая их для себя отдыхом, то, на самом деле это уже не отдых, а, как минимум, привычка. Тоже самое с телевизором, чтением книг и пр. Это не призыв отказаться от того, что вам нравится делать. Это предложение рассмотреть для себя новые идеи, возможности того, что для вас будет на прямо сейчас отдыхом.

Начав с этих нехитрых моментов, вы можете помочь себе прямо сейчас в том, чтобы чувствовать себя лучше. Приятного вам отдыха!